prostomutter


Свобода, свобода - так много, так мало! Ты нам рассказала, какого мы рода.


Previous Entry Share Next Entry
Наличники: происхождение и распространение
prostomutter
Как леприкон, запутавшийся в шнурках, я уже месяц пытаюсь разобраться в культуре наличников:)

К сожалению, изучать деревянные резные наличники, начали только после того, как стало понятно, что "мы их теряем". Сейчас к наличникам существует довольно большой интерес, есть несколько энтузиастов, создавших серьёзные интернет-ресурсы по теме. Есть книги, посвящённые деревянному зодчеству отдельно взятого города (Томска, Тулы). Но нет такой публикации, из которой можно было бы узнать о наличниках всё. Это статья -- шпоргалка со ссылками в помощь тем кто попытается самостоятельно разобраться в этой теме.

Для того, чтобы научиться воспринимать и "читать" наличники нужно знать ответы на 2 вопроса:

1. К какому виду и разделу искусства относятся наличники? Нельзя каменное зодчество описывать в терминах батальной живописи. У наличников как явления искусства, должны были сложиться особые каноны и изобразительный язык.
2. Какую этно-культурную информацию содержат наличники, что на них изображено? Какие элементы наличников являются старинными, традиционными, а какие -- дизайнерским новоделом?

ИСКУССТВО ИЛИ НЕ ИСКУССТВО?

Функционально-технологическое определение наличника понятно. Это — декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Является ли наличник объектом искусства?

Главным критерием искусства почти все энциклопедии считают пресловутую "общественную значимость", "коллективное переживание". Об этом говорит Википедия: "иску́cство -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей)". Наличники, очевидно, полностью соответствуют этому критерию. Они ПОПУЛЯРНЫ.

Искусство всегда подразумевает творчество, т. е., креатив, инновации. Наличники -- это воплощение творческого процесса. Вряд ли возможно найти два одинаковых резных наличника. Они КРЕАТИВНЫ.

Искусство подразумевает некоторую сложность, технологичность. Материал не должен определять содержание искусства, художник должен им "владеть". Этот технологический аспект сформулирован в БСЭ: "слово искусство относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле". Это -- именно как раз о наличниках:) Они ВИРТУОЗНЫ.

Искусство делится на виды, роды, жанры. Место наличников в иерархии искусств такое. Пластическое искусство -- декоративно-прикладное искусство -- резьба по дереву -- домовая резьба -- резной наличник.

ГЕОГРАФИЯ
Первая особенность, которая может помочь в понимании проблемы, состоит в том, что наличники -- это явление именно русское. Как пишет И. Хафизов, территория распространения резных наличников совпадает с территорией распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы — то есть на вторую половину XIX века.

Польские, германские шведские наличники "не гуглятся". А если чего-то нет в интернете, то этого нет в природе:)
В Беларуси наличники на первый взгляд точно такие же, как в России. Но тезиса о русском происхождении наличника это не отменяет.

На Украине ситуация иная. Украинские крестьянские хаты украшались "нарисованными" наличниками. По технологии строительства хат-мазанок никаких щелей между стеной и оконной коробкой, которые прикрываются деревянными наличниками, тут быть вовсе не должно.

Финские наличники существуют, но они не резные.

ТИПИЧНЫЙ НАЛИЧНИК
Как выглядит типичный русский наличник? Типичный, значит стандартный, обычный. Ответ на вопрос, является ли форма или элемент "обычным," можно получить только посчитав частоту встречаемости искомого элемента. Чтобы "поверить алгеброй гармонию" я выделила в наличниках три заметных элемента, придающих ему форму. Это парные "башенки" вверху карниза самого разного вида. Выступающие части, как бы поддерживающие карниз по бокам, которые любители наличников называют "ушки". И парные выступы на нижнем карнизе, которые обычно никак не называют. Встречаются названия "нижние концы вертикальных досок", "вертикальные тяги", но эти термины не общеупотребимы. Для краткости, буду называть их "ножки". Все три элемента присутствуют на этом наличнике, хотя, в несколько потрёпанном виде (не хотелось брать чужое фото)
Формальный статистический анализ был проведён на материале трёх конкурирующих ресурсов Виртуальный музей резных наличников, Сводный каталог "Наличники России и домовая резьба" и Сообщество "Наличники России". Статистика требует повторности, поэтому здесь приведены только те области, по котроым есть фото 30-130 наличников. Затем данные по 2-м ресурсам для каждой области (а для Нижегородской области -- по 3-м) объединялись и вычислялось средние значения и 95% доверительные интервалы к ним.
Так получилась вполне репрезентативная общероссийская картина

Рис. 1
Диаграмма1
В среднем по России наличников, у которых есть:
"Ножки" -- 75±4%
"Ушки" -- 39±10%
"Башенки"-- 21±7%

Самым характерным элементом русских наличников оказались нижние выступы, которые даже не имеют своего специального названия. Если кто-то сфотографирует 10 случайных наличников, то 7-8 из них будут иметь "ножки" (вероятность -- 75%). Каждый 2-3-й наличник будет с "ушками" (вероятность -- 40%), и только 1 из 5 окажется с "башенками" (вероятность -- 20%). Все три элемента на одном наличнике можно увидеть довольно редко.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Слово «окно» - в русских летописях оно упоминается в XI в. В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до 1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.

Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна. В XIV вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски.

Окно1
Волоковое окно. По М.В. Красовскому

Волоковые окна постепенно стали заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату. Оба типа окон могли сочетаться на одном фасаде

Окно2
Красное и волоковые окна

Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного проема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.

Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.

Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками. Практически у всех окон с наличниками, рамы в оконном проёме имеют Т-образный вид.

В России резьба по дереву -- резное дело -- существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Образец этой древней резьбы в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей — царское место в Успенском соборе (1551 г.).

Примерно 150 лет назад, появилась и быстро распространилась прорезная резьба (сквозная, пропильная). Она была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.

От возникновения культуры наличников в начале XIX века до его расцвета, который, по моему мнению наступил в 1980-х -- 1990-х годах, прошло не более 100 лет. По историческим меркам развитие и распространение их дизайна и стилей происходило практически молниеносно. Но вот как именно? У меня было предположение, что центр "наличникообразования" находился в крупных городах, где была прослойка богатых людей, способных оплатить свои потребности в декорарировании. Там же могло формироваться профессиональное сообщество, в котором происходила передача навыков и поиск новых технологий. Но творческий процесс мог начинаться и в деревнях или провинциальных городах. В России начала 19 в. существовало несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля - "якушничать", т.е. строить, украшать из дерева. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Этот промысел существовал до появления наличника. В словаре Даля-онлайн я не нашла слова "якушничать", как и слова "наличник". А ведь он был издан в
1863-1866 гг! Слова "якушничать" нет ни в одном из онлайн-словарей. Но артельный промысел ремесленников в России, действительно, существовал. Например, в Галиче он назывался "отход". Мастера-резчики были очень мобильны. В Орле конца XIX - начала XX века работали резчики из Болхова, Ливен и Мценска. Так же в Орел приезжали рязанские, калужские и московские резчики-профессионалы, которые работали сезонно, выполняя заказы богатых орловских купцов.Одни из них, продавали уже готовые резные доски на торговых площадях Орла (в основном, на Щепной), другие – работали по индивидуальным заказам. Таким способом искусство наличника могло быстро распространяться. Именно благодаря работе артельщиков их форма и дизайн по России сейчас распределены более-менее однородно (рис. 1).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ В НАЛИЧНИКАХ

Московское барокко. Иллюстрацией наличников  в этом стиле могут служить наличники Богоявленской церкови в Соликамске (1687-1695 гг). Они оформлены фигурными колонками и увенчаны килевидными многоступенчатыми кокошниками.

Окно4
кокошник
Каменный килевидный наличник Троицкого собора в Соликамске (1684—1697)

Скорее всего, именно из каменное церковное зодчество положило было предшественником круглых и дуговидных наличников и рам с скруглённым верхом. Что совершенно логично: круглую форму имеет небесный свод, а вслед за ним своды, купола, закомары, оконные проёмы. Хотя оконные рамы с закруглённым верхом сложны в изготовлении, в русских деревянных домах встречаются они довольно часто.

0202
Круглый верх оконной рамы. Талдом.
1112
Круглый карниз наличника со сложным профилем. Галичский музей.

Рис. 2
Диаграмма 2

Рамы с закруглённым верхом есть в каждой из изученных мною областей. Во Владимирской, Костромской и Тульской областях такие окна встречаются редко (1 из 20-ти). Чаще всего можно встретить в Новосибирской, Рязанской и Томской областях (1 из 3-х). Средняя частота таких оконных рам по России -- 13±5%, т. е. это, примерно, каждое 8-е окно с наличником.

Наличники окон Каменного Крестовоздвиженского собора в Соликамске (1698 г.) украшены крупными спиральными, наклонными друг к другу «волютами», над которыми помещены небольшие парные завитки, схожие с коронами.
Окно5
Скорее всего, именно таким "пафосным" наличникам в стиле барокко обязаны своим появлением наличники с волютами, которые даже выделяют в отдельный тип.

Классицизм. Характерная особенность классического стиля -- простота и благородство, присутствуют в искусстве наличников, но анализировать эти особенности трудно:) Наиболее яркой деталью классической архитектуры является треугольный фронтон. По-видимому, наличники с треугольными карнизами появились именно под влиянием классицизма. Хотя есть мнение, что "Верхняя часть наличника – очелье – имеет треугольную форму, чем напоминает полотенце, подвешенное за середину."
Между волютами на наличниках и других элементах домовой резьбы почти всегда есть какой-то "веер" или его производные. Это пальметты -- элементы античного орнамента, изображающие стилизованные листья пальмы, расходящиеся веерообразно из волют. Таким образом, хотя волюты в декративно-прикладном искусстве появились в эпоху барокко, их композиционное единство с пальметтами, совершенно точно, является элементом классицизма.
Пальметты из домовой резьбы могут выглядеть так
Волюта1
Или так
Рожаницы
Шаблыкино, Владимирская обл
Благодаря классицизму на наличниках появились "сухарики" и "каблучки".

«Ордерные сухарики» (дентикулы) — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. На наличнике из Галичского р-на они выглядят так

Каблучок -- это архитектурный профиль, содержащий выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху. Вот этот очень лаконичный наличник из Галича имеет только карниз, который держится на кронштейнах именно такого профиля.
Каблучок
Сами кронштейны, которые придают наличникам "3D" объём, также взяты из архитектуры классицизма.
Псевдорусский стиль. После увлечения классицизмом во второй половине XIX века в образованом обществе сформировался интерес к русской культуре. Творчество Ивана Николаевича Ропета (Петрова) (1845 – 1908), которого только ленивый не ругает за "ропетовский" псевдорусский стиль, на мой взгляд, большого влияния на искусство наличника не оказало. Вычурные наличники-теремки встречаются очень редко
Окно6

Модерн в декоре домов проявился в украшении подзора в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов. Этот стиль появился в последней декаде XIX — начале XX века

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА НАЛИЧНИКОВ
Солярные (солнечные) знаки на наличниках появилась первыми. Вот, пожалуй, самый старый из наличников России


Наличники 60-70-х годов XIX века представлены здесь Почти каждый украшают аналогичные солнечные диски и полудиски.
Похожий наличник первой половины XIX века из Истринского музея деревянного зодчества представлен здесь. Информация о датировке отсюда. Дизайн почти такой же, как на фото выше: вверху карниз, под ним зубцы, на очелье -- солнечные полудиски.

Появление солярных символов на первых наличниках закономерно. В русской домовой резьбе и одежде тема Солнца была одной из основных. Солярные знаки в виде "вихревых розеток" встречаются в искусстве викингов и в древнерусской орнаментике Х—XII вв. (см. усерязь), в резном убранстве русской избы. Такие знаки называли "солнечными колесами", или "колесами Юпитера" (они состоят из шести, реже из восьми изогнутых лучей). Причем обычно изображают три Солнца (утреннее, дневное и вечернее светило) ниже "небесных вод", которые символизирует волнистый орнамент причелин.

Чтобы отделить солнечный символ от водной символики причелин, в русской домовой резьбе существовали специальные украшения -- полотенца, "поднимающие" солнечный знак над фасадом. Волнистая резьба причелины, предположительно, обозначает небесные воды. Солнце, согласно библейской космологии, находится ПОД небесной твердью. Над твердью до потопа находились небесные воды . «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом» [Бытие 1, 6-8].
полотенца
Полотенце и ветренница. Дом Васильева. Построен в начале XX
Три солнца на очелье обозначают движение светила по небосводу.
Солнце внизу, на фартуке, наличника могло символизировать его ночной путь. Здесь ночное солнце отличается от дневного
На аэтом Галичском наличнике присутствуют целых пять солнц. Они мне напоминают короны с картины В. Васнецова "три царевны подземного царства" 1881 г. или корону с картины М. Врубеля "Царевна-Лебедь" 1900 г. Я ощущаю в этих наличниках утончённую и сдержанную эстетику модерна
Запасы небесной воды в древнерусском языке носили название "небесные хляби" (разверзлись хляби небесные). Этнография дает нам устойчивое и широко распространенное изображение небесных хлябей верхнего неба на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент или узор из городков, которые на расстоянии тоже воспринимаются как волны. С причелин этот мотив "по наследству" перешёл к наличникам. Факт присутствия на наличниках темы "небесных хлябей" сейчас является общепризнанным.

На этой картинке они изображены в виде ряда перевёрнутых г-образных волн на подзоре, которые повторяются и на наличнике. Здесь также есть солнечные полудиски.

Развитие наличников, как и положено, происходило в сторону усложнения, увеличения разнообразия сюжетов и тем домовой резьбы. Некоторые образы имеют древний культурный "бэкграунд".
По праву "первородства" законное место на наличниках должно принадлежать коню. Его изображение, которое на русской избе когда-то располагали выше всех символов мироздания, могло бы называться "хорос". Но оно называется "охлупень":) То же название носят образы коней на наличниках.

Охлупень
Наличники с конями, смотрящими в разные стороны (как на кровле) очень редки. Почему-то лошадей с наличников почти изгнали:( У северных народов вместо коней на охлупень помещали изображения лося, лебедя и даже кур. Но таких изображений, повторяющих композицию охлупеня, я найти не могу.

Трёхлепестковый росток крин встречается не только на наличниках. Я эти "лилии" каждый день вижу на ковре и линолиуме:) Предполагают, что этот элемент орнамента ближневосточного происхождения, попал к нам из Европы и Византии
34

Я попыталась найти иллюстацию к этому тезису в орнаментах Византии, Ирана, Италии, арабских стран и даже Индии. Безрезультатно. Зато нашлось кое-что поинтересней -- скифские орнаменты. Думаю, этот узор на скифском ковре из Пазырыкского кургана и есть ближайший родственник крину с предыдущего фото. Они даже обрезаны одинаково:)
Скиф

Таким образом, крин может оказаться вовсе не крином, а самым настоящим элементом руско-скифского орнамента. К тому же, относящимся к животной (зооморфной) тематике. Скифский орнамент из того же Пазырыкского кургана (татуировки)

Тату

"Смеющийся лев" -- резьба на фасаде Дмитровского собора во Владимире (XII век)

Лев

Вполне предсказуемым является появление на наличниках символа самодержавия -- двуглавого орла. Этот элемент декора, вероятно, демонстрировал лояльность царю. Но искусство наличников развивается по своим внутренним законам. Даже если бы существовал указ, всем украшать дома орлами, вряд ли они появились бы на каждом наличнике. Двуглавые орлы -- хоть и редкое украшение, но бывают весьма выразительны. Можно себе представить, какого мнения были россияне о власти:)

Орёл

На наличниках так же встречаются звёзды, знаки "серп и молот". Что они означают и когда появились, думаю, понятно. На этом наличнике из деревни Шаблыкино (Владимирская обл.) звезда когда-то была красная. Но во время последнего ремонта её закрасили белым:) Забавно её положение на месте ночного солнца и сопровождение в виде змеев
Звезда
Наличники могут содержать информацию о роде занятий владельца и социальном статусе. Такие "социально-информационные" элементы декора имели локальное распространение, и, по-видимому, были понятны только жителям данного региона. Точёные башенки в виде куполов на наличниках Томска указывали на принадлежность хозяина к дворянскому сословию, а рисунок "склонённые знамёна" обозначал, что  что в доме есть погибшие из ушедших на службу.


О том, что хозяин дома -- рыбак, можно было узнать по наличниках в "рыбном" стиле, Об этом я узнала от экскурсовода в Галичском краеведческом музее. Такие наличники имеют локальное распространение: они есть только в Галиче и Костроме. На мой взгляд, в их дизайне присутствует эстетика модернизма

Дальше начинается зона большой неопределённости и даже мистики:)

У меня небольшой кризис: "Ошибка -- пост слишком большой". Материл придётся разделить, продолжение здесь.

  • 1

Наличники: происхождение и распространение

Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в записи «Наличники: происхождение и распространение» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наличники: происхождение и распространение [...]

Ну, ты молодец--какую диссертацию написала! Не согласна только со словами:"Искусство подразумевает некоторую сложность, технологичность". По-моему, не обязательно, не необходимое условие.А это прикладное--чисто для украшательства жизни.

Edited at 2013-10-02 04:13 pm (UTC)

Вы нашли слово, которое употребляют в связи с скифским искусством. В статьях пишут, что у них была большая потребность в украшательстве. Что справедливо. У русских тоже была потребность в украшательстве, породившая наличник. Вам не кажется, что эта потребность сейчас пропала? " Тыщи лет была -- и пропала:( По-моему, тревожный симптом.

Edited at 2013-10-02 05:11 pm (UTC)

Пропало многое, все телевизоры смотрят, переживают чужую жизнь. Я всегда удивляюсь, глядя на предметы старины-столько декора, часто трудоемкого, даже на простых бытовых вещах. Теперь--функциональность на первом месте.

А почему вдруг наличники?

Увидела красивые, сложные, интересные. Вот предприму большую экспедицию в окрестностях своей дачи, тогда, надеюсь, тему закрою.

В Карелии заводские дома были построены уже безо всяких наличников.
Нравится мне у тебя научный подход.

Отлично подобранный материал. Огромный обобщительный материал.

Есть пара комментов.
Как мне думается, в каменную резьбу наличники пришли всё же из деревянной. Тут даже можно не сомневаться. Дерево было легче добывать, обрабатывать и т.д.
И на счёт кистей. Всёже лично я склоняюсь к версии, что это относится к текстилю. Т.е. это именно кисти. Почему они такие? Да просто такие проще делать с меньшими затратами! И технологичнее. Я сам так делаю всегда, если заказчик не видит разницы, зачем делать дольше и круче?

Ну и как мне думается в домовую резьбу орнаменты пришли из вышивки. А в вышивки они появились от родовой тамги. У меня есть занимательная книга - http://fotki.yandex.ru/users/logograd/view/422860?page=2 так там очень много знаков которые ну точно предки всех орнаментов. Есть и крины, и берегини, и змейки.



Спасибо за отзыв!
Про то, что каменное зодчество копирует наличники, у меня мысль возникла. Но я бы её не решилась опубликовать:) Случайно увидела на Пречистенке дом, но не было фотоаппарата. Теперь, благодаря Вашей поддержке, обязательно его "запостю".
К тамгам я присматривалась. Особенно к украинскому гербу-соколу. На наличнике в Галиче была такая штука http://ic.pics.livejournal.com/prostomutter/33172938/141761/141761_original.jpg
Но у меня так ничего и не срослось:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account